Мир TES
Поиск: 

Интервью

Интервью с тремя книготорговцами

Вивек, Морровинд

Всегда, когда бываю в Вивеке, заглядываю в "Редкие книги" Джобаши в квартале Чужеземцев. Здесь, в магазине, можно не только просмотреть множество книг и свитков, но и насладиться беседой с Джобашей. Опишу его немного. Это молодой каджит с коричневым мехом, шерсть на физиономии он выщипывает таким образом, что получается подобие свисающих усов. Джобаша всегда готов поболтать и с охотой отвечает на мои вопросы о каджитах. Во время моего последнего визита Джобаша пригласил еще двух книготорговцев. Первым был пожилой сиродилец с редкими белыми волосами, представившийся Кодусом Каллониусом. Вторая – темная эльфийка по имени Дориса Дарвел. Я не силен в определении возраста данмеров, но Дориса выглядела довольно молодо несмотря на седые волосы, возможно, даже не седые, а природного серого цвета.

Когда эти трое закончили свою деловую беседу (что-то о ценах и товарах), я воспользовался возможностью выудить у них немного информации.

Позволь спросить, а то моего знания та'агра (Ta'agra) явно недостаточно, что конкретно означает твое имя?

Джобаша: Имя Джобаша было выбрано за звучность, а не из-за какого-то значения. У некоторых каджитов есть прозвища, имеющие значение на та'агра.

Но ведь каджитские имена имеют некоторую смысловую нагрузку, не так ли?

Джобаша: Каджитские имена содержат значащие части.

"Джо" ("Jo") в имени Джобаша означает "мудрец". Но Джобаша не мудрец, а скромный продавец книг.

"Дар" ("Dar") в каджитском имени значит "вор", но это не должно настораживать тебя. Употребление "Дар" похоже на нордическое "Умный Гудвар" или бретонское "Арнанд-Лис". Каджит с "Дар" в имени умен, возможно, у него ловкие руки, но он вовсе не обязательно вор с точки зрения нелепых имперских представлений о собственности.

"До" ("Do") в имени каджита указывает на воина. "До" редко используется современными каджитами, за исключением стражей Гривы. И мастеров Гаутфенга (Goutfang), Шепчущего когтя (Whispering Claw) и Ролит кадж (Rawlith Khaj), конечно.

Гаутфенг, Шепчущий коготь и Ролит кадж – что это такое?

Джобаша: Это одни из многих видов боевых каджитских искусств когтя и хвоста. Джобаша изучал Ролит кадж до отъезда в Вварденфелл. Это название означает "дождь песка", искусство имеет много стилей таких, как Дождь, Песок, Ветер, Солнце, Буря и Танец-Двух-Лун.

Не отражают ли имена каджитов их положение, статус?

Джобаша: Мужи-каджиты демонстрируют свое положение в обществе в своих именах, пока не выберут себе прозвище. В случае Джобаши, ученого, Джобаша использует просто "Джо", но не "С'баша-Джо", поскольку использование двухсловного имени показывает либо великое невежество, либо великую гордыню.

"М" или "Ма" означает "ребенок", "ученик", или, в просторечии, "девственник". Так как ученик может быть любого возраста, это ведет к недоразумениям и шуткам, которые Джобаша разъяснить не может из-за трудностей перевода.
[Прим. перев., – вспомните каджита М'Айка (M'Aiq) неподалеку от Дагон Фела].

"Дж", "Джи" или "Джа" соответствует "холостяку" или "молодому мужчине". В просторечии означает того, кто молод и недостаточно опытен.

"С" – наиболее употребимое и означает просто "взрослый".

"Ра" или "Ри" показывает высокое положение. "Ри" – это наиболее высокий статус среди каджитов, используется правителями городов и вождями племен.

"Дро" значит "дедушка" и демонстрирует уважение.

Каких слов следует избегать, разговаривая с каджитом?

Джобаша: Остерегайся переврать имя каджита. Например, неразумным будет назвать Джобашу "М'баша". Каджиты уважают людей и эльфов, но им неприятно сравнение с ними. Назвать каджита, даже омес-каджита, "лысым" или "без когтей", значит нанести смертельное оскорбление.

В своих путешествиях по Тамриэлю я встречал множество каджитов; некоторые выглядели почти, как эльфы, некоторые были полностью подобны кошкам. Можешь ли дать мне разъяснения по вопросам биологии каджитов?

Джобаша: А ты мудрее многих, большинство людей различает лишь омес-рат (Ohmes-raht) и сьютей-рат (Suthay-raht).

Каджиты биологически подчиняются лунным циклам, джа'ка'джей (the ja'Kha'jay). Фазы Массера (Masser) и Секунды (Secunda) при рождении каджита определяют облик, который он примет в дальнейшем. Новорожденные каджиты похожи один на другого, а их будущие специфические черты проявляются спустя несколько недель. Наши младенцы меньше человеческих, но развиваются быстрее.

  • При новом Массере и полной Секунде рождаются омес (Ohmes). Они похожи на босмеров, но иногда меньше ростом. Многие омес татуируют лица, чтобы показать свою принадлежность к каджитам.
  • При новом Массере и нарастающей Секунде рождаются омес-рат (Ohmes-raht). У них светлый мех и хвост, но они ходят как люди и могут быть издалека спутаны с людьми.
  • При новых Массере и Секунде рождаются сьютей (Suthay). Они подобны Джобаше, но меньше.
  • При новом Массере и убывающей Секунде рождаются сьютей-рат (Suthay-raht). Джобаша – сьютей-рат, как и почти все каджиты в Морровинде. Другие расы называют сьютей-рат "джа'каджит" ("Ja'Khajiit"), но Джобаша не знает причины. "Джа’каджит" – это одно из имен Мерунеса Дагона на языке каджитов.
  • При нарастающем Массере и полной Секунде рождаются кэтей (Cathay). Они больше, чем Джобаша и сильнее.
  • При нарастающих Массере и Секунде рождаются кэтей-рат (Cathay-raht). Они еще больше и сильнее, чем кэтей.
  • При нарастающем Массере и новой Секунде рождаются тоджей (Tojay).
  • При нарастающем Массере и убывающей Секунде рождаются тоджей-рат (Tojay-raht).
  • При убывающем Массере и полной Секунде рождаются алфик (Alfiq). Алфик похожи на то, что вы называете "домашней кошкой". Джобаша не советовал бы называть алфик "домашней кошкой", хотя они и не способны говорить на вашем языке, но понимают его.
  • При убывающем Массере и нарастающей Секунде рождаются алфик-рат (Alfiq-raht).
  • При убывающем Массере и новой Секунде рождаются даги (Dagi).
  • При убывающих Массере и Секунде рождаются даги-рат (Dagi-raht).
  • При полных Массере и Секунде рождаются сенче (Senche). Сенче очень большие, но похожи на памар-рат (Pahmar-raht). Они такие же высокие, как альтмеры, а весят в двадцать раз больше. Другие каджиты ездят на них.
  • При полном Массере и нарастающей Секунде рождаются сенче-рат (Senche-raht). Сенче-рат гораздо больше и медленнее, чем сенче. Их ноги более прямые, а тело не такое длинное. Они в два раза выше, чем альтмеры, и в пятьдесят раз тяжелее. Их также используют в качестве ездовых, особенно в битве. Имперцы называют их "боевые кошки" (Battlecats), но, опять, Джобаша не советовал бы называть сенче-рат "боевой кошкой".
  • При полном Массере и новой Секунде рождаются памар (Pahmar). Они похожи на то, что вы называли бы "тигром".
  • При полном Массере и убывающей Секунде рождаются памар-рат (Pahmar-raht). Они похожи на памар, но больше и более опасны.

На что похожи тоджей и даги?

Джобаша: Они живут на юге. В тенмарском лесу, южных джунглях и болотах.

И это все, что ты можешь сказать о них?

Джобаша: Это все, что Джобаша поведает.

Как можно отличить алфик от обычной домашней кошки? Или омес от босмера?

Джобаша: На этот вопрос Джобаша не ответит.

Позволят ли сенче или сенче-рат ездить на них представителям другой расы?

Джобаша: Можешь спросить у них сам в следующий раз, как увидишь. Если не боишься. Джобаша никогда такого не видел.

Подозреваю, что удивительное сходство между омес-каджитами и лесными эльфами не просто совпадение. Нет ли подтверждений этой гипотезе в каких-либо легендах, сказаниях?

Джобаша: На это вопрос Джобаша не отвечает. [После паузы Джобаша порылся в сундуке с книгами и протянул мне свиток]. Слова, что написаны на этом свитке, редко встретишь вне Эльсвейра и еще реже в руках без когтей. Это слова матери клана своей любимой дочери. Возможно, они ответят на твои вопросы.
[Прим. перев. – см. текст "Напутствие матери клана Анисси"]

Слышал, что, несмотря на это сходство, в последнее время на границе между Эльсвейром и Валенвудом было неспокойно...

Джобаша: Разве на границах когда-либо бывало спокойно? У босмеров и каджитов слишком много общего, чтобы оставлять друг друга в покое.

Ну и напоследок, кто управляет Эльсвейром? Грива или император Сиродила?

Джобаша: Каджиты – лояльные граждане, и мы очень-очень любим императора. Грива, как кажется, имеет власть в Эльсвейре, но ты забываешь правительства городов, вождей племен, матерей кланов. На самом деле... Джобаша не может сказать.

Прямо как здесь, в Вивеке. Храм Трибунала обладает существенной властью, несмотря на имперское присутствие. Думаю, нет ли у Храма своей, так сказать, силовой структуры...

Джобаша: Тебе не попадались ординаторы? Ты не проходил мимо Дворца и Высшего Храма, когда приезжал в Вивек?

Я обратил внимание, что когда затрагивались вопросы политики и власти в Эльсвейре, Кодус Каллонус неприметно усмехался и пожимал плечами. Естественно, я повернулся к нему.

Я задавал Джобаше вопросы о структуре власти в Эльсвейре. Не хотел бы ты добавить что-нибудь от себя?

Кодус: Во время Пятилетней войны я квартировался в форте Мотылька-сфинкса (Sphinxmoth Legion Fort) в Дюне и, думая о власти, припомнил наставление отца. Он говорил: "Смотри, куда перетекают деньги". Это замечание оказалось верным в Тамриэле для представителей всех рас за исключением босмеров и каджитов, которые не понимают ни природы, ни ценности богатства. Даже так называемые "короли" - коты, что правят в городах, в насмешку над императором проматывают полученные в качестве налогов средства, как только их собирают. "Смотри, куда сыпется сахар" еще может куда-то привести - матери кланов, хитрые и изворотливые, контролируют сахар и близко никого не подпускают к его переработке. каджиты не лояльны к императору, впрочем, как и все в наши дни. Позволю себе сказать, не так было, когда я впервые записывался в Легион.

Как вы, сиродильцы, ладите с данмерами? Не испытывают ли они, ну, что-то вроде ненависти к вам и вам подобным?

Кодус: Трудно сказать. Вот эти редоранцы в Альд’руне, где у меня магазин. С некоторыми из них, в особенности легионерами, отношения вполне хорошие. Но некоторые редоранцы считают, что они лучше императора знают, что хорошо, а что плохо, если вы улавливаете мою мысль. Слышал речи, что Хлаалу приняли имперскую культуру, однако в жизни никогда не видел столь ленивых, самовлюбленных и готовых нанести удар исподтишка типов. Что до Телванни, ну, они волшебники, а я не люблю волшебников.

Были ли там вооруженные столкновения в последнее время?

Кодус: Со времен Имперского Симулякра (the Imperial Simulacrum) – нет. Вот когда был в Легионе, мне, конечно, пришлось повоевать, несмотря на то, что большую часть времени я провел в Дюне. Не так, как молокососам, что ныне в Легионе... У них-то жизнь спокойная, но это ненадолго, полагаю. Здесь на Вварденфелле данмеры ненавидят друг друга больше, чем Империю, и все обвиняют нас каждый раз, как сцепляются между собой. Вот, что происходит, когда пытаешься принести закон и правосудие эльфам.

Как по внешнему виду определит, к какому клану относится данмер?

Кодус: У каждого из Великих Домов есть своя униформа. Но, конечно, не все ее носят.

В этот момент я заметил, что Дориса Дарвел заскучала. Чтоб не показаться невоспитанным, я обратил свое внимание к ней.
Дориса, где вы купили свои сережки?

Дориса: Ах, эти? Я их не покупала. Это подарок...

Эти двемерские книги – как насчет иллюстраций? Есть ли у вас портрет настоящего двемера?

Дориса: Я видела двемерские книги с набросками, но ни на одном из них не был изображен двемер. Иллюстрации обычно изображают механизмы, которыми столь увлекались двемеры.

Слышали ли вы о благородной данмерской леди по имени Барензия? Припоминаю, что она была как-то связана с правящей династией Морнхолда...

Дориса: В свое время мутсера Барензия вместе со своим первым мужем Симмахом правила Алмалексией, тем городом, что вы называете Морнхолдом. Она отказалась от притязаний на трон, когда вышла замуж за короля Эдвира, однако после его смерти вернулась сюда. Король Хлаалу Атин Ллетан приходится ей дядей.

Правда ли, что Барензия принадлежит к Дому Р’Аатим (R'Aathim)? Влиятелен ли этот Дом здесь, в Вивеке?

Дориса: Барензия по крови принадлежит к Р’Аатим, это правда. Как и король Хлаалу Атин Ллетан, и императрица Катария. Р’Аатим – это клан, или правильнее сказать, "семья". Раньше они входили в Дом Мора (Mora), но затем были приняты в Дом Хлаалу. Дома Мора более не существует.

Огромный вулкан, Красная гора, притягивает меня. Восходил ли кто-нибудь к вершине и исследовал ли ее?

Дориса: Конечно, но теперь туда никто не ходит, кроме ординаторов. Призрачный предел (the Ghostfence) оберегает нас, и не подпускает к горе безрассудных.

Этот Призрачный предел, как он действует? Если кто-то хочет совершить восхождение, то он на каком-то этапе наткнется на силовое поле, созданное магией, или что?

Дориса: Трибунал возвел Призрачный предел для того, чтобы защитить нас. Священнослужители, может, и знают, как он работает. Я выросла в том месте, что вы называете Блэклайт, и переехала в Балмору, Каменный Лес по-вашему, чтоб открыть свой магазин. Я сама никогда не видела Призрачного предела.

В Вивеке я видел странный объект – большое круглое здание, парящее в воздухе, будто оно невесомое. Что это, и как оно там оказалось?

Дориса: Министерство Правды? Опять, я не священнослужитель... Я помню только часть истории. Кажется, дэйдра, может, Шеогорат или Мерунес Дагон, кинул гору на город, а Вивек остановил ее и оставил на том месте, где вы ее сейчас видите.

Ошеломляет. Никогда раньше не видел бога, столь непосредственно участвующего в земных событиях. Можно ли увидеть Вивека в его телесной оболочке? Реален ли он?

Дориса: [Смеется] Вы уверены, что не хотите поговорить со священнослужителем? Я никогда не видела Вивека воочию, но ощущаю его присутствие. Я знаю, что он любит свой народ и защищает нас. Он из плоти и крови, а не туманное понятие, как ваши имперские боги.

Полагаю, нужно занимать важное положение, чтобы видеть Вивека лично. Кто относится к этому привилегированному классу?

Дориса: Это не привилегия... Вивек одинаково заботится, что о священниках, что о нищих. Конечно, священники, ординаторы и армигеры (Buoyant Armigers) встречаются с Вивеком чаще, но он не сторонится и других. Вивек испытывает глубокую любовь ко всему своему народу. Многие имперцы, прибывающие сюда, желают подивиться на Вивека, но это не цирк и не театр.

Есть ли у вас книги, повествующие о древних временах, временах до прихода Трибунала, когда все было по-другому?

Дориса: Если б я не знала, что вы чужеземец... Вам никогда не следует об этом говорить.

Я так понял, что вы являетесь кем-то вроде эксперта по двемерам...

Дориса: Едва ли! У меня есть несколько двемерских книг - и все.

Как вы полагаете, что случилось с двемерами?

Дориса: Они исчезли. Я слышала много рассказов, но, все что я вынесла из них, так это то, что они пропали. Некоторые из их паровых машин все еще работают, но никто не знает, для чего они использовались. Мой друг, Сенилиас Кадиусус, позволил мне посетить свои раскопки в Нчулефтингте (Nchuleftingth). Несмотря на то, что эти руины подверглись ранее ограблению, создалось впечатление, будто двемеры только что трапезничали здесь и работали, используя свои машины. Рядом с машинами лежали инструменты, а тарелки и кубки были расставлены на столах. Я почувствовала себя неуютно... Было ощущение, как будто они все еще здесь. Полагаю, мне лучше сосредоточиться на книгах. Полевые исследования не для меня.

Недавно на улице я видел странную сцену. Торговец и его здоровяки-слуги избивали каджита, пойманного на краже. Внезапно появился темный эльф, член Дома Хлаалу, обменялся с ними несколькими словами, после чего они вора отпустили.

Джобаша: Некоторые Хлаалу близки к пониманию каджитов. Некоторые Хлаалу... Нет, Джобаша не может сказать.

Кодус: Этот Хлаалу был стражником? Нет? Ну, я думаю, может, каджит подкупил его. Хлаалу не заботит закон, если у вас есть деньги. Может, каджит был рабом, а Хлаалу – хозяином. Как вы знаете, у них, в Морровинде, есть институт рабовладения.

Дориса: Не знаю. Если б я знала этих людей или видела это своими глазами, может, тогда бы вам объяснила.

Мастер Джобаша, будь любезен, разъясни нашим читателям, как найти твой магазин?

Джобаша: "Редкие книги Джобаши" находятся в Нижнем поясе Запад-Два в квартале Чужеземцев, это место иногда называют Кантоном Рынка. Если поглядеть с юга, то нужно направляться в самый северный округ, спуститься на Нижний пояс и войти в южную дверь. Пройдите через холл налево, но не спускайтесь вниз. "Редкие книги Джобаши" - налево за дверью. Дверь направо приведет вас в магазин Андило, алхимика, если Джобаша не ошибается.

Большое спасибо вам, Джобаша, Кодус и Дориса!

И большое спасибо вам, Дуглас, Тодд и Кен!

Это интервью появилось в "Имперской библиотеке" благодаря любезности Дугласа "AFFA MU" Гудола (Douglas "AFFA MU" Goodall), в то время сотрудника Bethesda Softworks, с добавлениями от Тодда Ховарда (Todd Howard) и Кена Ролстона (Ken Rolston). Ответы: Bethesda Softworks, 2001.

Источник: Interview With Three Booksellers

Перевод: Santera

Ведущий: Antrix
Прошлая команда: DJ_Kovrik, Santera
Дизайн: G-Ray

 
Bottom Branding Finish -->

Привет!

Насколько мы поняли, вы используете блокировщик рекламы в вашем браузере. Скорее всего, это AdBlock или AdBlock Plus.

Учитывая, сколько агрессивной рекламы можно встретить на различных сайтах, это, возможно, и оправданно.

Однако Riot Pixels — пока ещё небольшой сайт, мы существуем в основном на деньги, получаемые от различных рекламодателей. Пользователей же с установленным AB/ABP на Riot Pixels сейчас — более 30%. Это очень много.

У блокировщиков рекламы есть еще одно плохое свойство — у вас может «поехать» дизайн или перестанут показываться скриншоты.

Мы не хотим предпринимать активных действий в отношении блокировщиков рекламы (например, закрывать контент) — это не по-человечески. Однако и безучастно смотреть никак не можем. Поэтому у нас к вам большая просьба — пожалуйста, внесите Riot Pixels в «белый список» вашего блокировщика. Это поможет нам и дальше жить и развиваться, а вам ничего не будет стоить.

Спасибо!
Команда Riot Pixels.